Главная / Клуб любителей геснериевых / Исторические факты
Творцы живой радуги
|
Уж если медь, гранит, земля и море Не устоят, когда
придет им срок, Как может уцелеть, со смертью споря, Краса твоя – беспомощный
цветок? …………………………………….. О, горькое раздумье!.. Где, какое Для красоты убежище
найти? Как, маятник остановив рукою, Цвет времени, от времени спасти?.. Надежды
нет. Но светлый облик милый Спасут, быть может, черные чернила. |
|
|
В. Шекспир. Сонет 65 |
Прелестная Африканка и ее свита
|
|
|
Айва, сел. Олейник. |
|
|
|
Улыбка Весны, сел. Макуни. |
|
|
|
Расколотое Небо, сел. Прилуцкая. |
|
|
|
Мазепа, сел. Радина. |
Она родилась в Африке. Там и встретил ее заезжий гость. И, хотя она была в
скромном голубеньком платьице, он заметил ее трогательное обаяние и пригласил
в Европу.
На первом балу в бельгийском городе Генте она очаровала всех изяществом и красотой.
Так Золушка превратилась в Принцессу. Искусные кутюрье-флористы создавали для
нее наряды немыслимых фасонов, всех цветов радуги. И вскоре прелестная Африканка
покорила весь мир. Имя загадочной Принцессы могло поставить в тупик игроков
элитарного клуба «Что? Где? Когда?», но читатели нашего журнала давно с ней
знакомы. Сенполия! Ошеломляющее богатство разнообразных форм, великолепная палитра
красок и оттенков. Живая радуга! Поистине цветок с тысячью обличий! В ослепительных
нарядах сенполии без труда можно заметить строгие стрельчатые изгибы готики,
причудливую пластику и игру светотени барокко, затейливые, прихотливые завитки
и грацию рококо, декоративные, полные внутреннего динамизма узоры модерна. Изощренная
фантазия флористов сочетается с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
Рюши, оборки, кружева, изысканная вышивка, фижмы, кринолины, сверкание драгоценных
каменьев украсили некогда непритязательную обитательницу африканских лесов.
Еще в Х веке таджикский поэт Абу-ль-Хасан Кисаи, воспевая царицу цветов розу,
заметил:
Роза - дар прекрасный рая, людям посланный на благо.
Станет сердцем благородней тот, кто розы в дом принес.
Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы?
Что, дороже розу купишь ты на выручку от роз?
Ах, милый поэт, ты лукавишь. Позволь тебя спросить. Если бы каждый творец и
владелец красоты вел себя, как собака на сене, как бы «сердцем благородный»
«дар прекрасный» «в дом принес»? Нет, нести красоту, делиться ею с ближним -
тоже божественный дар. Короля делает свита. И то, что достижения творцов украсили
нашу жизнь, - большая заслуга популяризаторов.
В далекие 50-е годы такие энтузиасты, поклонники Сенполии, появились в нашей
стране. Собирая по крупицам то, что попадало из-за рубежа, они создавали коллекции
сенполий и делали их достоянием широкого круга любителей прекрасного. Появились
первые отечественные селекционеры. У истоков сенполиеводства в нашей стране
стояли Д. М. Залесский, Б. М. и Т. Н. Макуни, В. Н. Колесов, В. А. Михеев. Они
взрастили целую плеяду последователей. В Москве плодотворно трудились С. А.
Аксенов, Н. А. Берсенев, Л. В. Радина, И. Д. Низкоус, в Киеве - П. Е. Вавриш,
С. И. Олейник, А. Ф. Радченко, в Вильнюсе - Т. А. Дамбраускене, О. П. Гринювене,
Ф. К. Бутене, Е. Мотеюнайте, в Днепропетровске - Е. Д. Тараскина, в Вольнянске
Запорожской области - С. И. Прилуцкая и другие. В кропотливых трудах отечественные
селекционеры создали сотни сортов сенполий, многие из которых не уступают лучшим
зарубежным образцам.
Следует обратить внимание на то новое, что внесли наши мастера в культуру сенполии.
Обогащая палитру расцветок, они расширили границы флоронимии (совокупности названий),
придав ей колорит, отражающий особенности страны и населяющих ее народов. Рядом
с Принцессой Грацией, Донной Анной, Мисс Женевой появились Сударушка, Аннушка,
Морозко, Любава, Лель, Гюльчетай, Юрате...
На Западе названия сенполий обычно обозначают женские имена (Эдна Фишер, Хелена),
уточняют цвет или форму цветка (Лавандовый Колокольчик, Огненная Звезда), отражают
возвышенное осмысление чувств, состояний души и других отвлеченных понятий (Безмятежность,
Ледовая Фантазия) или романтически окрашенную конкретику (Ночи Парижа, Эвелон
Уайт - Белая Снежная Лавина). Оптимары, посвященные великим художникам (Микеланджело,
Ренуар и др.), - исключение.
Наши же селекционеры часто обращаются к литературе, искусству. Названия многих
сенполий навеяны литературными произведениями (Аэлита Колесова, Мцыри, Гранатовый
Браслет, Бесприданница, Бегущая по Волнам Макуни, Эркюль Прилуцкой, Тихие Зори
Низкоуса), музыкой (Голубой Дунай Залесского, Кармен, Белокрылая Чайка Макуни,
Пиковая Дама, Принцесса Цирка Прилуцкой, Богема Бутене, Веселый Ветер Низкоуса),
балетом (Галина Уланова, Пируэт Макуни), кино (Седая Девушка Низкоуса, Светлый
Путь Прилуцкой, Альба Регия Бутене), мифологией (Гея Дамбраускене, Королева
Ужей Бутене, Блудный Сын Прилуцкой, Аврора Макуни). В названиях любимых цветов
отражены дорогие сердцу каждого соотечественника понятия (Красная Москва, Ясная
Поляна, Темно-вишневая Шаль Низкоуса, Белые Ночи Тараскиной, Медный Всадник,
Веснянка, Очаровательные Глазки, Колокольчики Мои Макуни, Колокола Каунаса Мотеюнайте,
Рушничок Дейкунов). Так, обретя душу народа, сенполия стала явлением национальной
культуры.
Автору этих строк посчастливилось общаться со многими селекционерами. Воспоминаниям
о них и посвящены предлагаемые заметки.
Первые шаги приобщения к чуду
Неожиданная встреча может изменить жизнь человека. Так случилось и со мной
в начале 80-х годов после знакомства с коллекцией заядлой сенполистки моей коллеги
Клавы Фурман. Раньше я отдавал свой досуг поэзии и классической музыке. Теперь
у них появилась соперница, новая фаворитка - прелестная многоликая узамбарская
фиалка. Взяв около двух десятков листков, я посадил их в землю. Ожидание чуда
продлилось чуть меньше года, но каждый день я предвкушал его, оглядывая свою
добычу, - вот проклюнулись зеленые ростки, вот образовались розеточки, наконец
они рассажены в горшочки, вот растения окрепли, появились бутоны и... чудо свершилось!
Широко раскрыв глаза, цветы взглянули на мир. Этот путь приобщения к красоте
дорогого стоит. Выращенное собственноручно из листа растение дороже и ближе
того, что досталось уже в цвету.
Сведущая сенполистка Н. А. Мазаник ввела меня в мир названий фиалок. Безымянные
белые, синие, розовые обрели не только имена, но и родителей. Н. А. Мазаник
щедро делилась со мной своими богатствами. От нее я получил листы макунинских
Элегии и Фаворита, которые до сих пор красуются в моей коллекции. Она же расширила
круг моего общения с сенполистами, в частности посоветовала обратиться к супругам
Макуни, снабдив меня их телефоном. Но об этом позже.
Вильнюсский квартет
|
|
|
Aldona/Альдона, сел. Дамбраускене. |
|
|
|
Jurate/Юрате, сел. Гринювене. |
|
|
|
Garbane/Гарбане (Кудрявая), сел. Мотеюнайте. |
|
|
|
Laumes Кeray/ Лаумес Кярай (Чары Русалки),
сел. Бутене. |
В начале пути общения с сенполией мне попала в руки изданная в Вильнюсе книга
Т.А. Дамбраускене об узамбарских фиалках. Вильнюс мне казался чудесным оазисом
в стране Сенполия. Так оно и было!
В сентябре 1984 года мы с женой совершили маленькое путешествие по прибалтийским
столицам. Они поразили нас обилием цветов. Мы ходили на цветочные рынки, как
в музеи. Но только в Вильнюсе в цветочных магазинах и киосках я увидел вазоны
с сенполиями. Попытался выйти на обладателей заветных цветов. После нескольких
осечек в одном из магазинов получил номера телефонов Т. А. Дамбраускене и О.П.
Гринювене. У меня было несколько часов до отхода поезда, и в тот день встреча
не состоялась. Телефон Дамбраускене молчал, а по второму - ответили, что Гринювене
отдыхает за пределами города. И все же первый шаг был сделан. Вскоре я познакомился
с вильнюсскими чародейками. Их было четыре. Целый квартет! Невольно возникло
сравнение с музыкальным квартетом.
Первой скрипкой, несомненно, была Таисия Александровна Дамбраускене. Аристократка
духа, она вела свою партию виртуозно, мастерски. Это благодаря ее стараниям
и таланту вильнюсская школа сенполиеводства получила широкий резонанс в стране.
Признавая достижения Дамбраускене, великий Макуни назвал в ее честь одну из
лучших своих темно-синих сенполий Таисия. Сохраняя ведущую роль в ансамбле,
Дамбраускене была первой среди равных.
Она Прановна Гринювене была второй скрипкой, но ни в чем не уступала первой.
Кандидат биологических наук, она профессионально, основательно занималась селекцией
и создала несколько шедевров, в частности популярнейшую Юрате. Милая снежно-белая
с сиреневой бахромкой, эта сенполия появилась раньше нашумевшего зарубежного
Вина Любви (Wine Love) подобной расцветки. Спокойная, уравновешенная, всегда
приветливая, О. П. Гринювене сглаживала острые углы, возникающие в любом деле,
придавая особый шарм ансамблю.
С Еленой Мотеюнайте я не встречался, но неизменно получал от нее приветы и
новинки селекций. Она была в тени своих более активных подруг и в моем представлении
выступала в роли альта, обладателя матового завораживающего звука.
Широта музыкального звучания благородной виолончели как нельзя лучше соответствует
широте души Фатины Кирьяновны Бутене. Добрая, отзывчивая, гостеприимная – такой
она осталась в моей памяти. Уйдя на пенсию, Бутене всецело посвятила себя сенполии.
Энергичная, целеустремленная, мастерица на все руки, она уверенно вела свою
партию в квартете. Фатина Кирьяновна ставила перед собой сложные творческие
задачи и успешно решала их, создала серии сиренево-фиолетовых, розово-малиновых,
салатных сенполий.
Итак, портреты моих героинь очерчены. Познакомимся с ними поближе.
Г. Г. Комков, г.Львов
Фото: Г. Г. Комков
Опубликовано в журнале "Сенполии
и другие геснериевые", №2, воспроизводится с любезного разрешения автора
и редакции.
|
|