В начале учебного года третьеклассники учили наизусть в безумных количествыах Тютчева и Фета, а перед каникулами- Пушкина в совершенно убийственных дозах. Это, в общем, скорее хорошо, нежели плохо и пожаловаться можно лишь на то, что как-то неравномерно эта нагрузка распределена по учебному плану. Но не суть. Сегодня- первый учебный день после каникул. Ребенка попросила немножко помочь ей с домашним заданием. Начали с русского, открыла тетрадь... Через минуту стребовала учебник... Суть задания в том, чтобы прочесть стихотворение и найти в нем определения и обстоятельства, а затем списать первые четыре строчки (которые и увидела в тетради) и разобрать предложение.
В общем, цитирую дословно(читать стоит про себя, проникновенно и с выражением, акценируясь на тех самых определениях, не забывая, к каким определяемым они относятся ):
Цитата
Громкий звук раздался утром рано. Я в окошко выглянул спросонок. Розовый, веселый, аккуратный На машине ехал Поросенок.
Поросенок был красив собою, Был костюмчик в клеточку на нем. Он вертел довольно головою, Вместе с головой вертел рулем. На копытцах- белые перчатки. И панамка вышита цветами. Ехал он на травке поваляться Или же в деревню, в гости к маме. Ехал поросенок на рассвете, Розовый, похожий на зарю. И, предупреждая всех на свете, нажимал на пятачок: -Хрю-хрю!
Слово "маразм" вряд ли будет самым точным определением...
Chilla(Эля) пишет: Мда, прям какая-то нетрадиционная любовь
Эля, это - первое, что мне пришло в голову , ну, и еще про ЛСД и коноплю, наверное. Видимо, я такая испорченная Подумала, что третьеклассникам такое знать рановато
Нет, смотрю я, вы не романтики. А мне так вот это очень понравилось:
Цитата
Настасья Филипповна пишет: Ехал поросенок на рассвете, Розовый, похожий на зарю.
- Сколько лирики... На рассвете... Похожий на зарю... Представляю - и просто дыхание перехватывает и чувства переполняют... Кажется, я даже прослезилась... Дайте платок... Это шедевр, определенно, шедевр!
Настасья Филипповна, Вам правда так не понравилось? Стишок про Поросенка - из самой любимой и зачитанной книжки моего ребенка - Андрей Усачев "Мы играли в паповоз". В течение лет 3-х - с 2 до 5 лет - это была книга, которую можно читать с любого места и в любых количествах всей семьей. "Анютины глазки сияли как в сказке, и им улыбнулись, смотри - веселый и хитрый глазок у картошки и круглый глазок у двери" Разве это не чудесно? Или вот еще: "Мы играли в паповоз В самый лучший паповоз, В самый сильный паповоз: Ехал я, а папа вез". Настроение сразу прыгает выше крыши! Да что там, еще мое поколение росло на стихах Усачева в "Веселых картинках". И хоть в детстве я стихов не любила, но его - прекрасно помню до сих пор. Неужели эти стихи недостойны того, чтоб быть помещенными в школьной книжке? Как по мне - лучше классиков учить позже, все равно детям многое непонятно ни в метафорах, ни в старом слоге. А вот такое милое, детское, смешное и построенное по детскому восприятию - жаль, если уберут взрослые сурьезные дяди.
Вот иногда мы, взрослые, жалуемся на инфантилизм наших детей... Да и вообще на подрастающее поколение... На мой взгляд такие стихи... ну да, может кто то и будет читать детям от двух до пяти... Но чтоб деткам в 9-10 лет.... А еще мы жалуемся, что уровень культуры падает... воспитание хромает... А это все звенья одной цепи...
hearing, О вкусах не спорят - оно понятно. Но именно такие замечательные стихи, прочитанные своевременно, научили моего ребенка любить книги вообще. И в 6 лет мы замечательно читаем толстые книги Всеволода Нестайко - классик украинской литературы. А инфантилизм мы воспитываем не этим. Мне уже далеко не 6, но смешные стихи Козлова, Усачева, Чуковского, Забилы и Ганны Чубач тоже читаю с удовольствием, вмечте с ребенком. И как педагог и филолог могу сказать - хорошие по звуковому ритму и насыщенностью действием стихи помогают развить память, фонетический слух и просто воспитать хороший вкус. Уровень культуры растет отттуда же. Возьмите любую книгу Чуковского, хотя бы знаменитое "От 2 до 5" - все уже давно было сказано умнейшим человеком. А вы читали книги его дочери, Лидии Чуковской? Вот где и вкусное слово, и высокая культура, и воспитание. Пушкина, кстати, мы начали читать куда позднее. Просто потому что дитю неинтересны опусы про столбовую дворянку - они не ко времени.
Прочла и стишок и сказочку. Смешно, если б не было так грустно. Неужели свет клином сошелся на таких произведениях. Наверное все же чиновники от образования должны иметь более широкий литературный кругозор, чтобы подбирать материалы. Выбор литературы огромный, и классический и современный. В конце концов можно дать заказ для написания специальных литературно-художественных материалов нашим современным творцам с указанием направленности.
Кукурбита, К радости, материриал подбирают все же не чиновники.... А вот рекомендуют для школ такие учебники (в смысле проталкивают за вознаграждение) именно они... и они даже их не открывают... и плюют на рекомендации педагогов... знаю это не понаслышке - лет восемь назад входила в комиссию, которая давала рецензии на учебники по информатике - мы собирались, бурно обсуждали, писали рецензии... а гриф одобрено и рекомендовано в результате получали... ну не самого лучшего качества авторы...
ЗЫ А мы Пушкина читаем с полутора лет... И ритм ... и действие у моих детей отторжения не вызывают... И Чуковского читаем... и Барто... и Михалкова... Да много кого... И сказки читаем не только русские народные, но и других народов мира...У меня большая библиотека, хоть это и несовременно Все начинается с малого...
Согласна, у нас тоже очень большая библиотека и я не считаю это несовременным - ребенку нравится. И согласна, что все начинается с малого. Но не все равно не могу согласиться, что фекают на великолепные, образные, веселые стихи. И говорят, что они-де культуры лишают. Бог ты мой, о чем мы спорим! Если дети наперебой в садике поют песенку "а у меня самая красивая попа!". Где они только берут такое? Грустно это как-то. И дети почему-то становятся не детьми, а маленькими взрослыми - к школе уже ни во что не верят. Может, потому что Фет и Тютчев в начальной школе рановато?
так никто и не спорит, что детям нравится читать и именно хорошие книги. И у многих из нас имеются домашние библиотеки с хорошей подборкой литературы, я вот сейчас достаю ещё свои детские книжки и книжки моей сестры и читаю сыну, ностальгия...
Но не могу согласиться, что "нечто", процитированное в первом посте Настасьей Филипповной, относится как раз к "великолепным, образным, веселым стихам". Хотя бы потому, что я, взрослы й человек, и не самый бестолковый, перечитывала это несколько раз, прежде чем уловила смысл прочитанного(русский язык - родной . Первое впечатление - косноязычный автор, второе (успокаивала себя) это ж прицельно написано для учебника - выискивать "определения и обстоятельства", писал чиновник-графоман, а ему простительно. Тем интереснее было узнать, что это всё же детские стихи из сборника. Мда... Те стихи Усачева, которые Вы привели для примера, они совсем другие, там и ритм и смысл и настроение, а этот "шедевр мысли" - его и вправду вслух читать - язык сломаешь .
Олси, Хм, а мой ребенок читал эти стихи с удовольствием. И в смысл вникла, и выучила после второго прочтения. Может, просто дети по-другому все воспринимают? Но тем ценнее писатель, пишущий ДЛЯ ДЕТЕЙ, если ДЕТИ его понимают. Еще чуток любимого Усачева Моей знакомой Лошади Сегодня восемь лет Подарю я Лошади Цветов большой букет Лошадь их поставит в вазу И не станет кушать сразу. Это так, что первое в голову пришло из любимой книги. Дите знает практически все стихи наизусть, без никакого насильственного выучивания. Разве это не аргумент ЗА? И чему плохому может научить стих про смешного поросенка? Я согласна, возможно, я не совсем знаю программу в русских школах, и именно в этом стихотворении трудно найти определения и обстоятельства. Но вот так, огульно говорить о писателе, ВАШЕМ, РОССИЙСКОМ детском классике, которого почему-то в других странах знают больше... И чтоб вы уж совсем обвинили его во всех грехах: Клоун Гаснет свет. Окончен бал... Человек ботинки снял. Снял цилиндр, фрак, живот – Он ему немного жмет.
Отцепил свои часы, Уши, бороду, усы. И улыбку до ушей Спрятал в ящик от мышей.
Снял копну густых волос. Положил на полку нос. И, вздыхая, лег в кровать... Завтра снова надевать!
Не могу остановиться. Помните, был такой мультфильм...
– Эх! – вздыхали рыбаки, – Это разве судаки? Раньше вытащишь, бывало, – Хвост, бывало, в полруки!
– Эх, – вздыхали судаки, – Раньше были червяки... Червяком одним, бывало, Наедалось полреки!
– Эх, – вздыхали червяки, – Раньше врали рыбаки!.. Мы послушать их, бывало, Сами лезли на крючки!
Цитировать можно до бесконечности. Жалко, безумно жалко, что не ценят писателя в его собственной стране...
С радостью признаю свою неправоту! Усачева и знают, и ценят, я была неправа! Оказыватеся, в 2005 роду он стал лауреатом российской премии "Книга года", выступает на многих радиостанциях, дает интервью. Урааааа! Вот, например, одно из них: