Лого Комнатные растения
Главная Форумы Клуб Галереи О проекте

Каталог комнатных растений
Все об уходе
Вредители, болезни
Крупным планом
Растения в интерьере
Это интересно
Гидропоника - это просто
Цветочный гороскоп
Часто задаваемые вопросы
Фотоуроки
Flowers-клуб
Ссылки

 
Поиск
 
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск
 

 
Подписка
 
Подписка на новости сайта - введите ваш E-Mail:
 
Изменить параметры подписки
 

 
Hits 49841
Hosts 2859
Visitors 12002
29
Клуб любителей гибискусов FlowersWeb.infoКлуб любителей гибискусов FlowersWeb.info
Скорая помощь растениям, реанимацияСкорая помощь растениям, реанимация

Главная / Крупным планом

Бонсаи - обаяние Востока

  В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка
    Уильям Блейк

   Бонсаи - обаяние Востока
В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.

Термин появился в Японии только в 1869 году, но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.
В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи. Японцы переделали название на свой лад, и миниатюрные деревья стали называть бонсаи.
Это произошло в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию.
Однако, японцы, заимствовав эту культурную традицию у Китая, превратили бонсаи в поразительное явление национальной культуры.

К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая японцы создавали сады для созерцания – «сима», то есть «острова». Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с центральным островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле) Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка.

Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников породили бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.

Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних «свитках-картинках», изображающих «жития» буддийских святых. В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками, его дно покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсаи трав из аира, подчёркивающие благородство старой сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.
Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней, и используются всеми «бонсаистами» для демонстрации своих творений.

С конца XII века всё бoльшую роль в жизни японского общества стала приобретать одна из сект буддизма – секта дзэн. Одним из принципов дзэн-буддизма являлся принцип равенства небесного, «божественного», и земного – «низменного» К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсаи «мирским» занятием.
Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание – недоступным простым смертным священнодействием. Поэтому из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсаи стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».

Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868–1912 гг.) выращивание бонсаи возводят в ранг искусства и появляется термин «художественный бонсаи».

После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсаи переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине города Омия. И в 1926 году там была создана национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
«Деревня бонсаи», Омия, постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда приезжают любители искусства бонсаи со всего мира. Особенно усилился поток посетителей после Второй мировой войны.

Прочные позиции в ряду других искусств бонсаи завоевал после проведения в марте 1934 года Национальной выставки бонсаи в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсаи Кокофу, стала ежегодной, и в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсаи.
В 1934 году общество любителей бонсаи Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсаи.

Мировое общественное внимание миниатюрные растения впервые привлекли на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Они стали откровением для всего мира, впервые продемонстрировав искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио в 1964 году и Всемирной выставки в Осаке в 1970 году, где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоевывать сердца любителей прекрасного во всём мире.

История бонсаи в нашей стране менее продолжительна – всего около 30 лет.
В 1976 году Главный ботанический сад АН СССР по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигемицу получил в дар от посольства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений.
Сотрудники ботанического сада бережно ухаживали за подарком, создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания, причём не только теплолюбивых экзотических растений, но и наших «берёзок да сосёнок». Вскоре многие ботанические сады и дендропарки, особенно на юге страны, заложили собственные коллекции бонсаи, а в крупных городах появились любительские «бонсаи-клубы».

Долгое время искусство бонсаи в Японии считали исключительно занятием зрелых мужчин. Традиционно считается, что лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи, как искусство, и достичь в нём совершенства.

Время вносит свои коррективы: теперь не только аристократы, не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.

Многие современные любители бонсаи и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

Бонсаи: техника и искусство

Подбор растения

Деревце или травянистое растение для будущего бонсаи следует выбирать с мелкими от природы листьями и цветками, поскольку «естественное» соотношение размеров листьев, цветков, веток, ствола и контейнера (горшка) играет решающую роль в художественной ценности бонсаи.

В Японии бонсаи в течение всего года содержат на улице, а в дом вносят только в праздничные дни, или к приходу гостей. Хвойные растения, столь любимые японскими мастерами, не очень подходят для наших обычных домашних условий (высокая температура в сочетании с низкой влажностью воздуха и недостаточным освещением). Но если у вас есть зимний сад или прохладный светлый холл, то выбирайте любое растение с листьями-иголками.

Лиственные породы деревьев больше всего подходят для вашей цели. Выбор огромен. Легко приживаются в домашних условиях растения из тропических областей земного шара, гораздо сложнее уход за растениями субтропиков. Правильнее будет выбрать растение с мелкими и плотными тёмно-зелёными листьями.
Лиственные растения чаще всего встречающиеся сейчас в магазинах – это различные фикусы. Фикусы хорошо приспосабливаются к домашним условиям, быстро растут и легко поддаются формировке. Все они хороши для бонсаиста, за исключением крупнолистных видов, таких, например, как Фикус эластика (Ficus elastica).

Травянистые растения, подходящие для бонсаи, должны быть мелкими и неспешными в росте.

Если у вас нет зимнего сада или широкого подоконника, то предпочтительнее будут тропические растения. Рекомендую использовать, например, мелкие суккуленты, карликовые бромелии, молодые папоротнички, маленькие орхидеи.
Исходное растение для бонсаи можно самостоятельно вырастить из семян, но, купив молодое растение, вы сократите срок выращивания бонсаи, по меньшей мере, на 1-2 года.

Стили бонсаи

В качестве художественного эталона в бонсаи выступает живая природа, поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта. В Японии сформировались условные стили и правила, следуя которым легче продвинуться вперёд, а также избежать грубых ошибок. Исправление же ошибок, буде оно вообще возможно, отнимет очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.

Традиционно основными, «скелетными», стилями называют 12 стилей: правильный прямостоячий ("chokkan"); неправильный прямостоячий ("moyogi"); наклонённое дерево ("shakan"); «дерево, согнутое ветром» ("fukinagashi"); полукаскад; каскад ("kengai"); «метлообразное» дерево ("hokidachi"); «бунжин», или элитарный художественный стиль ("bunjingi"); многоствольное дерево; рощица ("iose-ue"); дерево с камнем или на скале ("ishitsuki"); миниатюрный стиль.

Почва

Полноценная почвенная смесь должна сохранять влагу, кислород для дыхания корней и содержать питательные вещества, необходимые растению. Хорошую земляную смесь можно составить из дерновой земли, листовой земли, растительного перегноя, торфа и крупнозернистого песка, беря их в различных пропорциях. Наиболее универсальной будет смесь, состоящая из названных компонентов в следующих соотношениях: 2-2-1-0,5-2.

Горшок

Горшок-плошка, или контейнер, должен гармонично сочетаться с обликом растения. Это единственное требование. Мастера используют для выращивания даже плоские блюда или подносы и красивые камни. Тем, кому трудно «на глазок» выбрать посуду для бонсаи, можно руководствоваться такими правилами.
Длина контейнера должна быть чуть больше двух третей высоты растения или ширины растения, если растение низкое и широкое.
Ширина контейнера должна быть чуть меньше самых длинных ветвей дерева с двух сторон.
Глубина должна соответствовать размеру ствола и быть равной диаметру в его основании. Исключением являются каскадный стиль с очень глубоким контейнером, и лесной стиль с глубиной плошки в полтора-два сантиметра.
Пересаживают бонсаи обычно через 2-3 года в плошки чуть большего размера.

Декоративные вспомогательные материалы

Окончательную, близкую к совершенству, картину бонсаи могут придать мох, камни, коряги. Пропорциональные растению декоративные добавки помогают создать определённое настроение, усиливают мотивы, задуманные в ландшафте.
Камни или коряги можно найти в природе или купить, а мох со временем вырастает сам, или его можно принести с улицы и подсадить в контейнер.

Способы формирования растений

Формирование бонсаи – это и есть единственное средство приближения бонсаи к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера. Это жизнь самого бонсаи.
Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсаи стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.

Сверхзадача, которую вы должны ставить перед собой при выращивании бонсаи – добиться впечатления естественного и гармоничного образа дерева, воплощающего в себе постоянство и изменчивость, стабильность и движение.

Если вам не ясно с чего начать, можно следовать таким правилам

Попробуйте сформировать постепенное уменьшение толщины и длины веток и просветов между ветками от основания к чётко выделенной вершине (принцип треугольника). Если вы удалите вершину для уменьшения высоты растения, то сформируйте новую вершину из верхней передней ветви, подняв её проволокой.

Образ треугольника, а в пространстве, в объёме, – конуса, должен передавать не только силуэт дерева, но и каждая отдельная часть деревца.

Ветви должны отходить от ствола плавно, словно прогибаясь под собственной тяжестью. Концы ветвей должны слегка подниматься вверх, они не должны быть жёсткими, прямыми, неестественными.

Угол, на который вы отогнёте первую нижнюю ветвь, нужно приблизительно повторить и на верхних ветках.
Наиболее красивую часть дерева можно выделить, как переднюю, тогда вы должны формировать её немного yже противоположной стороны. Общая ширина дерева (то есть размах ветвей) должна быть почти равна половине его высоты.

Для придания ветвям и стволу нужного вам изгиба следует использовать толстую отожжённую (накалить и дать медленно остыть) медную проволоку или толстую алюминиевую проволоку в изоляции. Один конец проволоки глубоко и прочно введите в землю возле ствола, и затем на ствол растения и выбранные ветки равномерно накладывайте нечастые витки проволоки, которая должна плотно прилегать к коре, но не врезаться в неё.

Проволочные конструкции сохраняют на растении от 1 до 6 месяцев, постоянно следя за состоянием коры. Можно импровизировать: например, использовать вместо проволоки изгибание с помощью скотча или подвешивать к ветвям грузики.

Первоначальное обкручивание дерева проволокой даёт приблизительные контуры образа бонсаи, который затем детализируют и развивают при повторном обкручивании, затрагивающем и маленькие веточки.

Бонсаисту часто приходится использовать кусачки и нож для формирования кроны деревца. Некоторые ветви удаляют полностью, например, когда они растут друг против друга, чтобы избавиться от симметрии. Другие подрезают и укорачивают, чтобы сформировать крону и сохранять её пропорции.

Корни растения, выведенные на поверхность, являются важным выразительным элементом. Крупные корни должны, по-возможности, радиально отходить от ствола, образуя мощное эффектное основание дерева. Естественно, работать над корнями следует во время каждой пересадки растения.

Подземная корневая часть растения не должна быть меньше, чем надземная его часть, то есть соотношение всех корней деревца и ствола с ветвями и листьями должно быть приблизительно 3:2. Если у выбранного вами растения во время пересадки в бонсайную плошку, откроются хилые корни, пропорционально сократите и листву, иначе корни не смогут обеспечить достаточное питание надземной части растения.

Если в начале формирования бонсаи вы разумно удалите определённое количество листвы, и при этом у деревца есть достаточное количество тонких корней, то можете полностью вырезать основной стержневой корень, так как оставшиеся тонкие корни смогут поддерживать рост деревца с подрезанной кроной до тех пор, пока не разовьются новые корни. Удаление основного корня, являющегося как бы продолжением ствола под землёй, приводит к быстрому развитию толстых поверхностных корней.

Творчески работая над формированием бонсаи, мастер никогда не забывает, что частое вмешательство в развитие растения ведёт к его ослаблению!

Для поддержания сил растения можно использовать удобрения органические и минеральные.
Из органических удобрений используйте только растительный перегной, костную муку и роговую стружку, добавляя их в почву при пересадках.
Минеральные удобрения используйте комплексные, с микроэлементами, но в половинной, от указанной в инструкции, концентрации.

Поливать бонсаи зачастую приходится, погружая контейнер на некоторое время в ёмкость с водой (пока из почвы не перестанут выходить пузырьки воздуха).

Бонсаи в интерьере

Бонсаи, обладающий для японцев глубокой, исторически сложившейся, многозначностью, доступен для понимания на одном уровне каждому, но, по сути, каждое произведение этого искусства адресовано посвящённым, владеющим его глубинным смыслом, который высказан в бонсаи на особом, понятном далеко не всем языке образов-символов. Это очень сложная, присущая японской культуре, символика геометрических форм и чисел. Тем самым, бонсаи словно включает вас в некое интимное духовное братство.
Искусство бонсаи принципиально противостоит поверхностным, а потому ложным, лишённым истинного смысла, связям с массами людей, оно по природе своей диалогично, обращено к «своему» зрителю, который поймёт его с полуслова.

Миниатюрное дерево зримо представляет национальные мировоззренческие концепции. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, и чаша – символ учения, а ствол и ветви – целое и часть целого.

Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсаи.

В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император.

С деревом у японцев связан также культ женского божества (или супружеской пары), порой в легендах это божество считают дочерью дерева; важную смысловую нагрузку в этом культе несёт, в частности, расщепление в стволе, или дерево с раздвоенным стволом.

Треугольник во всех его вариантах является важнейшей геометрической формой в бонсаи. Треугольник символизирует плодоносящие силы матери-земли; гору; священную буддийскую гору Сумеру (яп. Сюмп сан); троицу, триаду (Небо, Земля, Человек), трикайя – три тела Будды (самбхогакайя, нирманакайя, дхармакайя); рождение – жизнь – смерть; тело – ум – душу. Треугольник, вписанный в квадрат, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное; треугольник внутри круга выражает идею троичности в едином.

Для культур дальневосточного региона гора является наиболее распространённой трансформацией мирового дерева; это образ мира – гора, чаще всего с деревом на вершине, или гора, покрытая лесом или садом. Наверху пребывают боги, внизу – духи земли, в середине – человек.
Подобным же образом членится структура бонсаи и осмысляется значение трёх его уровней (верхнего, среднего и нижнего).

Образ горы определяет не только форму бонсаи, но и опыт его восприятия: взгляд, созерцающий бонсаи, должен скользить снизу вверх, как и при взгляде на гору: от её подножия к вершине.
Структура бонсаи, выращенного по правилам средневековой культуры, соотнесена с макромиром. В нём дан реальный образ внутреннего единства духовности и живой плоти, он призван вселять в человека веру в жизнь и бодрость, несмотря на все жизненные разочарования и вопреки им.

В Японии сложились правила демонстрации бонсаи, которые используются в настоящее время во всём мире, особенно на выставках и в общественных местах.

Бонсаи можно демонстрировать как одиночное растение (или фрагмент ландшафта) на специальной подставке, высота которой определяется стилем самого бонсаи.

Но самое сильное впечатление на зрителей производит художественная композиция из нескольких бонсаи и декоративных элементов. Композиция может быть развёрнутой, демонстрирующей красивый природный вид, и очень лаконичной, передающей только настроение художника.

Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершённость. Прелесть недосказанности – это та красота, которая лежит в глубине вещей, не вырываясь на поверхность. Её может вовсе не заметить человек, лишённый вкуса или душевной чуткости.

Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.

Источник: Форум "Человек и природа"

 
Лого Copyright © 2000 - 2024 "Комнатные растения".
E-mail info@flowersweb.info.
Реклама на сайте.
Разработано компанией «Битрикс». Работает на «Битрикс: Управление сайтом».
 
Мы выражаем благодарность компании «Битрикс» за техническую и финансовую поддержку проекта.